Евразийский Альянс
Омбудсменов

Версия для

слабовидящих

Search
Close this search box.

Выступление Уполномоченного на международной конференции по защите прав человека на евразийском пространстве

17 декабря Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, выступая на III Международной конференции «Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов», рассказала об актуальных проблемах защиты прав и свобод человека на евразийском пространстве. В частности, федеральный омбудсмен уделила особое внимание защите прав мигрантов, проблемам экологической безопасности, а также защите прав человека в условиях цифровизации.

Выступление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на тему: «Актуальные проблемы защиты прав и свобод человека на евразийском пространстве»

Приветствую всех участников III-й Международной конференции омбудсменов Евразии.

Мы разные по своей национальной принадлежности, мировоззренческим взглядам.

Но есть много факторов, объединяющих нас. И прежде всего – наше общее евразийское правовое пространство. Права человека, забота о них цементируют наше взаимодействие, придают человеческую ценность нашим коммуникациям.

При всем многообразии существующих в регионе концепций прав человека – европейской, китайской, традиционалистской, христианской, исламской, буддистской и ряда других – государства Евразии признают универсальные ценности Всеобщей декларации прав человека, нормы международных пактов ООН по правам человека, положения которых закреплены в их национальных конституциях.

На фоне «пробуксовки» глобализации, активной региональной интеграции, формирования новых центров силы, особенно активно на обширном пространстве Евразии, представляется перспективным постепенное региональное сближение и в правозащитной сфере. Его предназначение – не замещать, а дополнять многостороннюю систему правового взаимодействия на основе Устава ООН, принципов международного права.

Для нас крайне важно единство и многообразие международных и национальных правозащитных механизмов и инструментов, их согласованность и взаимодополняемость.

Контроль в рамках международных уставных и договорных органов ООН, европейских региональных структур, например, Европейского Суда, Комиссара Совета Европы по правам человека, внутригосударственных правозащитных институтов, во многом усиливают правовую предсказуемость и предотвращают злоупотребления правоприменением.

Российский омбудсмен тесно сотрудничает с международными и региональными объединениями коллег, принимает участие в ежегодных заседаниях ГАНРИ, ее европейской сети. Взаимодействие, например, с Европейским институтом омбудсмена принесло свои плоды в возвращении на родину экипажа рыбаков российского судна «Норд».

В рамках российского национального института омбудсменов помимо федерального Уполномоченного по правам человека действуют уполномоченные во всех 85 субъектах страны, осуществляется деятельность профильных уполномоченных – по правам ребенка и по правам предпринимателей. Идем в направлении гармонизации «правозащитных карт», настройки механизма обмена информацией.

Мы видим резервы роста эффективности правовой защиты граждан также в рамках евразийского интеграционного сопряжения. На продвижение и укрепление правозащитных региональных механизмов нацелена работа созданного в декабре 2017 года Евразийского Альянса Омбудсменов. Статистика обращений, их увеличение свидетельствуют о его востребованности для стран-участниц Альянса. Так, за 11 месяцев текущего года из стран-участниц ЕАО в мой адрес поступило 125 обращений, что почти в три раза больше, чем в 2018 году (45).

Изначально мы придаем большое значение работе с диаспорами. В августе этого года впервые в рамках Евразийского альянса омбудсменов прошли двусторонние (российско-армянские) правозащитные консультации.

Прямой совместный контакт Защитника прав человека Республики Армения Армана Татояна и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с гражданами Армении и России позволил, минуя бюрократические процедуры, быстро отреагировать на обращения людей, попавших в сложные жизненные ситуации. Практику подобного оперативного взаимодействия намерены продолжить в наступающем году.

Будем расширять географию двусторонних форматов все с большим числом стран Альянса, активно продвигать совместные посещения и приемы граждан в целях быстрой и эффективной защиты их прав.

Видим ЕАО как гибкую универсальную площадку реальной «интеграции снизу» для поддержания активного диалога и многопланового партнерства, востребованный механизм, позволяющий сближать позиции и вырабатывать консолидированные подходы омбудсменов на ключевые проблемы, стоящие перед регионом.

Представляется, что выстраивание общей согласованной евразийской правозащитной повестки могло бы быть сосредоточено в настоящий момент на следующих направлениях.

Во-первых, это проблема миграции, оказывающая существенное влияние на процессы регионального развития. По данным ООН, сегодня около 272 млн человек живут и трудятся в чужой стране. За последние девять лет количество международных мигрантов увеличилось на 51 млн человек.

Российская Федерация находится на четвертом месте в списке государств, наиболее привлекательных для мигрантов. По данным МВД России, только за девять месяцев 2019 года на территорию страны въехало более 14 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

В 2019 году к Уполномоченному поступило более 800 обращений по тематике внешней миграции и гражданства. Их бо́льшую долю составляют просьбы о содействии в приобретении гражданства Российской Федерации, вопросы участия в государственной программе содействия переселению соотечественников, а также прав, предоставляемых трудящимся-мигрантам.

Хочу в этой связи заметить, что права трудящихся-мигрантов в основном являются фундаментальными гражданскими и политическими правами. Но данной категории лиц могут предоставляться и некоторые иные экономические, социальные и культурные преференции, например, право на срочную медицинскую помощь, образование для их детей.

Конвенция ООН 1990 года оговаривает также право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей и государства, заявлять о неправомочной конфискации паспортов, документов удостоверяющих личность, как об уголовном преступлении. Однако с сожалением нужно признать, что пока данная норма не нашла прямого закрепления в ряде национальных законодательств, включая российское.

Перед нами, как и перед другими странами, стоит задача приведения в соответствие ряда положений федерального законодательства международным правовым нормам по защите прав трудящихся-мигрантов в социальной, экономической и культурной сферах.

Особую актуальность сохраняет проблема нелегальной миграции. Назрела потребность в создании единой широкой информационной базы в границах евразийских государств, в которой, в том числе, содержались бы сведения об ограничениях на въезд нелегальных мигрантов.

Необходимо совершенствование миграционной политики государств региона, информационного и правового просвещения трудовых мигрантов и переселенцев не только со стороны и на территории государства-реципиента, но и на территории страны выезда.

Еще одной общей проблемой для наших стран видится растущее негативное влияние экологического фактора на качество жизни людей. В ракурсе прав человека экология – предмет особого внимания «Целей устойчивого развития» до 2030 года, государственных и неправительственных организаций, институтов по правам человека. В России, например, реализуется Государственная программа «Охрана окружающей среды».

Для нашей страны болевыми точками являются экологическое неблагополучие на густонаселенных территориях, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, где проживает 17 % городского населения России, качество питьевой воды, нерешенные вопросы строительства современных очистных сооружений. Соблюдению экологических прав граждан было посвящено специальное заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека в 2017 году. Данная тематика сохраняет свою значимость и сегодня. Только в текущем году ко мне обратилось около 300 заявителей по вопросам экологии.

Нам, омбудсменам, следует активно привлекать внимание государств к необходимости соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, активно заниматься правовым просвещением населения в области экологии.

Считаю необходимым создание эффективной межстрановой автоматизированной системы мониторинга природной среды и учета показателей экологической ситуации, которая помогла бы бороться с нарушениями в данной сфере. Полагаю также важным внедрение новых технологий в сфере утилизации и переработки отходов.

Еще одним объединяющим пунктом евразийского взаимодействия омбудсменов могла бы стать реализация «цифровой повестки». Новая парадигма современного развития – цифровизация – меняет привычные уклады, предопределяет необходимость разработки новых правил, механизмов и инструментов защиты граждан. Рядом международных правовых актов уже признается важность так называемых «цифровых прав».

Полагаю необходимым формирование единого цифрового контура правозащитной деятельности. Основа его построения в нашей стране заложена в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. Уже сегодня 82% населения России пользуется интернетом, в том числе для получения услуг в сфере образования, медицины, государственных услуг.

Нам сообща следует обеспечить защиту трудовых, интеллектуальных, авторских прав человека в условиях цифровизации и на евразийском пространстве. Необходимы прозрачность, подотчетность, проверка разрабатываемых технологий «цифры», искусственного интеллекта, в том числе в целях их правомерного использования, соблюдения прав граждан, например, на получение информации о логике принятия искусственным интеллектом решений в отношении них.

Для активизации наших контактов, оперативного обмена мнениями и опытом в этой и иных сферах мы могли бы активнее использовать информационные технологии, интернет и социальные сети, современные возможности организации видеосвязи, конференций в режиме онлайн.

В своей деятельности мы широко используем их при работе с регионами Сибири и Дальнего Востока. Все чаще граждане используют возможности электронного обращения. Так, за последние два года число писем в электронном виде в мой адрес увеличилось на 20 процентов.

В заключение считаю важным привлечь внимание участников Конференции к теме защиты прав ветеранов Второй мировой войны. В предстоящий ее юбилейный ­– 75-й – год мы с особым уважением чтим их вклад в разгром «коричневой чумы».

Недопустимы все чаще предпринимаемые ныне попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, фальсификации истории, оправдания нацизма и неонацизма, вновь осужденные в ноябрьской резолюции Третьего Комитета Генассамблеи ООН 121 государством-членом Организации. Призываю коллег­­-омбудсменов инициировать в рамках своих полномочий принятие на национальном уровне конкретных мер, в том числе в законодательной области и в сфере образования, по защите прав ветеранов. Нужны наши коллективные усилия по предотвращению войн и конфликтов в нашем общем евразийском доме.

Благодарю за внимание!

logotips_white

Телефон приемной в Москве

+7 (495) 870-41-77

+7 (495) 870-39-83

Адрес (местонахождения)

Адрес: 119121 Российская Федерация, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2

2014 — 2023 © Официальный сайт Евразийский Альянс Омбудсменов

Документы

Документы

Участники

Участники

-Российская Федерация
-Республика Казахстан
-Республика Армения
-Киргизская Республика
-Исламская Республика Иран
-Монголия
-Республика Сербия
-Республикa Таджикистан
-Королевство Бахрейн

Аналитика