Евразийский Альянс
Омбудсменов

Версия для

слабовидящих

Search
Close this search box.

О правовом статусе и опыте работы омбудсменов стран Африки

В рамках реализации курса на укрепление сотрудничества с правозащитными институтами стран Африки делегация Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в январе 2024 г. совершила рабочую поездку в пять государств: Кению, Танзанию, Зимбабве, ЮАР, Намибию.

 

Между правозащитными институтами России и многих государств Африки уже установлены партнерские отношения: на сегодняшний день десятью из них действуют соглашения о сотрудничестве. В ходе завершившейся рабочей поездки сотрудников Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в Африку подписаны соглашения между Уполномоченным и омбудсменами Танзании и Зимбабве, также подписаны Протоколы о намерении с омбудсменами Кении и Намибии.

 

 

Взаимодействие с омбудсменами стран Африки получило новый импульс благодаря поддержке Президента России. Открытость к совместной работе и готовность обогащаться правозащитным опытом показали итоги Международной конференции, прошедшей в октябре 2023 года в Москве и собравшей омбудсменов 47 государств, многие из которых представляли Африканский континент.

 

Кроме того, омбудсмены ряда африканских государств участвовали в качестве наблюдателей в работе Евразийского Альянса омбудсменов 17 октября 2023 года.

 

Сегодня без омбудсменов немыслимо представить современный правозащитный механизм. Он органически дополняет государственные средства обеспечения прав человека, служит связующим звеном между государственной властью и гражданским обществом. Мировая практика показала: такой механизм эффективен. Он позволяет снизить социальные конфликты, довести до субъектов права законодательной инициативы потребности граждан, повысить качество правоприменения.

 

 

Омбудсмены постоянно оттачивают и расширяют свой инструментарий, чтобы обеспечить эффективное продвижение этих ценностей, делятся методиками оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, восстановления нарушенных прав, осуществления просветительских проектов.

 

Россия и государства Африки вместе выступают за построение новой, более справедливой архитектуры мироустройства, сообща отстаивают принципы международного права, Устава ООН, стараются координировать подходы по ключевым вопросам международной повестки дня.

 

 

Расширяется сотрудничество России и африканских государств по противодействию использованию тематики прав человека в политических целях. И Россия, и государства Африки не приемлют односторонние санкции и ограничительные меры, наносящие ущерб странам, проводящим независимый курс, и создающие экономические проблемы в мировом масштабе.

 

Россию и Африку объединяет врождённое стремление отстаивать подлинный суверенитет, право на свой собственный, самобытный путь развития в политической, экономической, социальной, культурной и иных сферах. Такое стремление к независимости и суверенитету не означает самоизоляцию, а, наоборот, подразумевает открытость, равноправие, взаимообогащающее сотрудничество свободных государств и народов.

 

В ходе рабочей поездки на африканский континент представители Уполномоченного поделились с коллегами отечественным опытом в сфере защиты прав человека, особо подчеркнув совместную с органами власти Российской Федерации деятельность по оказанию помощи эвакуированным на территорию России из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и отдельных регионов Украины.

 

В свою очередь, африканские партнеры выступили с инициативами по развитию многостороннего сотрудничества в сфере защиты прав человека. В частности, южно-африканская сторона высказала предложение о создании рабочей группы омбудсменов в рамках БРИКС, подчеркнув необходимость в консолидации усилий в сфере защиты прав и свобод человека на пространстве стран членов организации.

 

 

В современных государствах существует широкий спектр разнообразных моделей омбудсмена. Они различаются по форме организации, процедуре назначения и статусу. Помимо этого, каждый институт омбудсмена действует в рамках своего уникального контекста, где влияние политического и государственного устройства, экономических факторов, исторических и политико-правовых традиций, а также национальной культуры и менталитета играет важную роль. Поэтому обмен опытом в области прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой частью двустороннего сотрудничества, пронизывает каждую встречу и является главной темой обсуждений.

 

Например, Уполномоченный по административной юстиции Республики Кения может рекомендовать местным органам власти предоставлять компенсацию за нарушение прав граждан, а также выносить решения по вопросам, относящимся к административному правосудию. Омбудсмен выдает государственным органам Республики Кения специальный сертификат рейтинга соблюдения стандартов прав человека. Если стандарты не соблюдаются, Президент Республики Кения вправе объявить выговор государственному учреждению.

 

Кения является стабильным государством Восточной Африки в плане обеспечения прав человека. Систематическая дискриминационная практика в отношении национальных и религиозных меньшинств отсутствует. Расизм, ксенофобия и нетерпимость в основном несвойственны современному кенийскому обществу.

 

 

Омбудсменом Республики Кения является Флоренс Каджуджу, занявшая этот пост в 2018 году. С этого же времени является вице-президентом Ассоциации Омбудсменов и Медиаторов Африки. Кроме того, в 2021 году Флоренс Каджуджу также избрана на пост президента Африканского отделения Международного института омбудсмена (IOI). До вступления в должность Омбудсмена Кении Флоренс Каджуджу в качестве заместителя Председателя Юридического общества Кении принимала участие в разработке Конституции Республики.

 

За защиту прав человека в государстве отвечает национальная Комиссия по правам человека Республики Кения. Сейчас ее Председателем является Розелин Дорин Адхиамбо Одхиамбо – Одеде. Среди основных функций Комиссии – наблюдение за Правительством в области прав человека и обеспечение продвижения Кении к правозащитному государству. Комиссия занимается в том числе вопросами взаимодействия с зарубежными диаспорами в Кении.

 

Правительство Кении и общественные организации уделяют особое внимание борьбе за гендерное равноправие и искоренению любых проявлений дискриминации. Их противодействием в государстве занимается Национальная комиссия по гендерным вопросам и равенству под председательством доктора Джойс Мутинды. Основные принципы, на которых строится работа этой организации, связаны с понятиями о справедливости, прозрачности, ответственности, уважении своеобразия, вовлеченности и честности. Члены Комиссии занимаются содействием гендерному равенству и свободе от дискриминации в соответствии со статьей 27 Конституции Кении, содействием по вопросам интеграции принципов равенства во все законодательные акты, а также расследованием случаев нарушения принципа равенства и свободы от дискриминации.

 

 

Интересен опыт Танзании, в которой Комиссия по правам человека и надлежащему управлению предлагает Президенту государства кандидатов в рамках ежегодной акции помилования и учреждает клубы молодых правозащитников при государственных университетах. Кроме того, Комиссия занимается защитой прав местных племен и является инициатором создания социальных правительственных программ.

 

 

Правительство Объединенной Республики Танзания принимает многочисленные меры, направленные на расширение прав и свобод граждан, тем не менее общественные организации обращают внимание на ряд сохраняющихся проблем несмотря на изменения законодательства.

 

 

Количество случаев неприкрытого ущемления гражданских свобод и откровенного произвола в Танзании сократилось. Этому способствовало избрание на пост Президента Республики Самии Сулуху Хассан, которая стала первой женщиной-президентом. Одним из главных достижений в этой сфере была признана отмена в январе 2023 года запрета на политические митинги и собрания политических партий вне периода выборов, который был введен Президентом Джоном Магуфули в 2015 году.

 

 

В государстве создана Национальная Комиссия по правам человека и надлежащему управлению Объединенной Республики Танзания – независимое правительственное ведомство, созданное как национальное учреждение, занимающееся продвижением и защитой прав человека и надлежащего управления в Танзании. В ее задачи входит содействие защите и продвижению прав человека в соответствии с Конституцией и законами страны, реагирование на жалобы на нарушения прав человека, посещение тюрем для проверки условий содержания задержанных и другие правозащитные функции.

 

 

Председателем Комиссии назначен Мэтью Паува Мхина Мваиму, который занял эту должность в 2019 году, до этого он был судьей Высокого суда Танзании, директором по вопросам Конституции и прав человека в Генеральной прокуратуре, Секретарем Совета персонала Министерства Конституции и права.

 

С 2012 года в Зимбабве действует Комиссия по правам человека, обладающая широкими полномочиями для мониторинга и защиты прав человека, в том числе для расследования фактов нарушений национального законодательства. Комиссия работает не только по обращениям, но и по информации, полученной из СМИ. Орган делает акцент на организацию работы выездных приемных для повышения доступа населения к инструментам защиты своих прав и свобод, а также на соблюдение избирательных прав граждан Зимбабве.

 

Комиссия по правам человека Зимбабве создана в соответствии с Глобальным политическим соглашением, подписанным тремя основными политическими силами в 2008 году и введенным в действие поправкой 19 к Конституции, а именно разделом 100R первой Конституции. Комиссия является национальным правозащитным учреждением Зимбабве. Она была создана в соответствии с главой 12 Конституции в качестве одной из независимых комиссий, поддерживающих демократию в Зимбабве. Ее целью является продвижение, защита и обеспечение соблюдения прав человека и основных свобод. Она также защищает людей от злоупотреблений властью и недобросовестного управления со стороны государственных учреждений и государственных чиновников. Эта работа ведется в трех направлениях: работа с жалобами, правопросветительская деятельность и оценка соблюдения прав и свобод граждан.

 

В ежегодных докладах последнего периода Комиссия по правам человека обращает внимание на негативное влияние западных санкций на экономику Зимбабве, в результате чего граждане Республики сталкиваются с дополнительными препятствиями для доступа к получению образования, медицинского обслуживания, жилья и коммунальных услуг.

 

Сейчас Председателем Комиссии по правам человека Республики Зимбабве является Эласто Хилариус Мугвади. Он был приведен к присяге в 2010 году и стал председателем Комиссии в 2014 году. Кроме того, Эласто Хилариус Мугвади является вице-председателем Сети африканских национальных правозащитных учреждений.

 

Россию и Зимбабве связывают крепкие дружеские отношения, в основе которых – взаимное уважение. На саммите Россия – Африка, который прошел летом 2023 года в Санкт-Петербурге, были достигнуты договоренности о наращивании торгового, экономического и энергетического сотрудничества между государствами, а также о взаимодействии в области образования.

 

Достаточно широкими полномочиями обладает Общественный защитник Южно-Африканской Республики. Например, он может проводить специальные расследования действий высшего руководства государства, а также рассматривать вопросы соблюдения этики органами государственной власти. Общественный защитник ЮАР регулярно работает над упрощением доступа к информации по правам человека, в том числе с использованием цифровых технологий. Однако он не вправе рассматривать судебные решения.

 

О значимой роли омбудсмена ЮАР в развитии демократических процессов свидетельствует и тот факт, что институт общественного защитника представляет собой независимую ветвь власти и является одним из шести государственных учреждений, поддерживающих демократию в Южной Африке. Эти учреждения независимы от правительства, подчиняются только Конституции и законам государства и ежегодно отчитываются перед парламентом.

 

До 1990-х годов многие основополагающие права и свободы человека не признавались южноафриканским государством. Демонтаж режима апартеида создал предпосылки для радикального улучшения положения в этой области. Проведение первых демократических выборов в 1994 году и принятие новой Конституции в 1996 году стали основой для коренного исправления правочеловеческой ситуации в стране.

 

Билль о правах, закрепляющий основные международно-признанные права и свободы человека, является составной частью Конституции ЮАР. Кроме того, Основной закон государства содержит положения, предусматривающие учреждение ряда институтов, призванных обеспечивать конституционные гарантии. В их числе: 1) общественный защитник-омбудсмен (Public Protector); 2) комиссия по правам человека (South African Human Rights Commission); 3) комиссия по вопросам продвижения и защиты прав культурных, религиозных и лингвистических сообществ (Commission for the Promotion and Protection of the Rights of Cultural, Religious and Linguistic Communities); 4) комиссия по гендерному равенству (Commission for Gender Equality); 5) генеральный аудитор (Auditor General); 6) избирательная комиссия (Electoral Commission).

 

Спецификой местной правовой системы является обусловленная особенностями исторического развития страны и закрепленная на законодательном уровне практика т.н. компенсационной дискриминации. По сути, речь идет о государственной политике расширения участия темнокожего населения в экономической жизни (Broad-Based Black Economic Empowerment, BBBEE), что предусматривает комплекс мер, направленных на вовлечение в бизнес-процессы групп граждан страны, притеснявшихся в эпоху апартеида по расовому признаку.

 

ЮАР – государство-участник многих международных договоров в области соблюдения прав человека. За их исполнением следит Общественный защитник (Омбудсмен ЮАР) Холека Гкалека. Общественный защитник — это независимое учреждение, созданное в соответствии с разделом 181 Конституции и имеющее мандат на поддержку и укрепление конституционной демократии. Являясь высшим органом административного надзора, Общественный защитник имеет полномочия расследовать, сообщать и устранять последствия ненадлежащего поведения в государственных делах. Общественный защитник должен быть доступен для всех людей и сообществ. Любой человек может подать жалобу Общественному защитнику.

 

В государстве также работает Национальная комиссия по правам человека. Ее Председателем является Эндрю Кристоффел Ниссен. В 2022 году в Комиссию по правам человека ЮАР поступило более 10 000 обращений (рост на 13% по сравнению с 2021 годом) в связи с нарушением гарантированных конституцией прав: 1) права на равенство перед законом и судом; 2) права на охрану здоровья, доступ к пище и воде, социальное обеспечение; 3) права на справедливое применение мер административного принуждения; 4) права на справедливость в трудовых отношениях; 5) права на уважение человеческого достоинства, на 75% из которых заявителям были даны ответы.

 

 

А вот Омбудсмен Республики Намибия, в дополнение к традиционном набору правозащитных функций, защищает ещё и права детей, предпринимателей и отдельно занимается защитой окружающей среды. Институт Омбудсмена работает в системе Министерства юстиции Намибии, отдельный закон об Омбудсмене в настоящий момент находится на рассмотрении в местном Парламенте. Его принятие запланировано на 2024 год. Кстати, именно по инициативе Омбудсмена в ряде следственных изоляторов Намибии решетки были заменены на стены и двери для обеспечения прав лиц, находящихся под следствием.

 

 

Намибия – демократическое светское государство с многопартийной политической системой. С момента обретения независимости в 1990 г. Виндхук присоединился к большинству основополагающих международных документов в области защиты прав человека. В Конституции и законодательстве страны закреплены основные права и свободы. Соблюдение и защита прав человека и гражданина провозглашены наивысшей ценностью. Основной закон запрещает дискриминацию по признакам пола, расы, цвета кожи, этнической принадлежности, вероисповедания, убеждений, социального или экономического положения. Отдельные ее проявления, как и «неравное обращение», подпадают под действие административного и уголовного права и преследуются по закону.

 

 

Большинство экспертов оценивают положение в правозащитной сфере Намибии как стабильное и характеризующееся поступательным развитием механизмов защиты прав человека. В сравнении с соседями по региону страна отстает в этой области от ЮАР, но опережает Ботсвану и Анголу.

 

В Намибии институт Омбудсмена был учрежден после вступления в силу Конституции Республики Намибия 21 марта 1990 года. Омбудсмен этой страны – это независимый и беспристрастный государственный служащий, который занимается рассмотрением проблем людей, связанных с нарушением прав человека. Помимо традиционного набора правозащитных функций, в его полномочия входит, например, защита окружающей среды и противодействие коррупции.

 

 

Сейчас Омбудсменом Намибии является Базилиус Дякуга. До этого он занимался подготовкой проектов докладов государств по вопросам прав человека для договорных органов, Африканской комиссии по правам человека и народов; также участвовал в совещаниях Красного Креста по вопросам международного гуманитарного права. В дальнейшем работал в качестве главного специалиста по правовым вопросам в Комиссии по реформе и развитию законодательства.

В Намибии действует сильный институт государственной правозащиты, который был основан более 30 лет назад. В Аппарате Омбудсмена Намибии работает 50 человек, а в 6 из 14 регионов государства есть представители Омбудсмена, которые регулярно выезжают в другие субъекты для мониторинга соблюдения прав граждан.

Мандат Омбудсмена можно сформулировать следующим образом: содействие справедливости, подотчетности и прозрачности в государственном секторе путем разрешения и расследования жалоб населения и системных проблем, относящихся к компетенции Омбудсмена.

 

Между правозащитными институтами России и Намибии уже сложились доверительные конструктивные отношения. В прошлом году подписано соглашение о сотрудничестве, нацеленное на более эффективную защиту прав граждан наших государств.

 

Очевидно, что омбудсмены Африки заинтересованы в наращивании сотрудничества с Российской Федерацией в сфере защиты прав человека, в частности по линии правового просвещения. В беседах они отмечали особую значимость проводимого Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации единого урока прав человека.

 

 

Главы африканских правозащитных учреждений выразили поддержку деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, обозначив недопустимость политизации сферы защиты прав и свобод человека на международном пространстве.

 

В ходе встреч с омбудсменами африканского континента представители Уполномоченного передали приглашения Татьяны Москальковой принять участие в VIII Международной научно-практической конференции “Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов”, которая состоится в октябре 2024 года в Москве, а также на Всемирном фестивале молодежи (1-7 марта 2024 года) для молодых сотрудников офисов Общественных защитников.

 

Итоги визита – это ещё одно свидетельство того, что Россия возвращается в Африку всерьёз и надолго, будь это политика, экономика, культура, военно-техническое сотрудничество, образовательные программы…И, конечно, защита прав человека.

 

 

logotips_white

Телефон приемной в Москве

+7 (495) 870-41-77

+7 (495) 870-39-83

Адрес (местонахождения)

Адрес: 119121 Российская Федерация, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2

2014 — 2023 © Официальный сайт Евразийский Альянс Омбудсменов

Документы

Документы

Участники

Участники

-Российская Федерация
-Республика Казахстан
-Республика Армения
-Киргизская Республика
-Исламская Республика Иран
-Монголия
-Республика Сербия
-Республикa Таджикистан
-Королевство Бахрейн

Аналитика